4. Мын. Недоразвитость.
Интерпретация Хейслип - современное толкование.
В настоящее время все вокруг вас словно покрыто пеленой; но пелена эта
скоро спадет, и мир вновь приобретет для вас ясность. Сейчас ваши нервы
сильно расшатаны, поэтому постарайтесь не принимать скоропалительных
решений. Скоро все изменится. Если хотите добиться успеха — не
пренебрегайте советами друзей, начальства, вдумайтесь в них. Уделите
побольше времени общению с детьми. Не унывайте.
Уже возникают новые планы, новые перспективы, но для новой любви время
еще не пришло. Соберитесь; и сконцентрируйте волю на исполнении
одного-единственного желания.
Ассоциативное толкование.
Данная трактовка нацелена на более тонкое, интуитивное восприятие Книги Перемен.
Если ответ показался вам туманным, внимательно прочитайте ассоциативное
толкование, и шестое чувство поможет вам разобраться в ситуации.
Это время для того, чтобы таиться, питая скрытый рост. Ваши суждения еще
незрелые, понимание вещей смутно и затуманено. Используйте скрытность
для роста силы осознания. Не вмешивайтесь в ход событий, а сливайтесь с
ними. Если вы будете задавать вопросы, то лишь замутите воду. Начало уже
положено, даже если вы не можете понять это. Работая над собой, вы
получите образование и добьетесь успеха. То, в чем вы видите
препятствие, на самом деле защищает ваш внутренний рост и блокирует
агрессивные действия. Когда вы осознаете это, то начнете обретать
истинную мудрость.
"Трудности перевода"
Название гексаграммы выражает суть ответа на поставленный вопрос. В
адаптированном названии используется наиболее подходящее по смыслу
понятие. И вот здесь начинаются трудности перевода...
Это пояснение поможет правильно понять оракула иной, древнекитайской цивилизации,
даже при гадании on line (он лайн) впервые.
Мын (Недоразвитость).
Скрывать, прятать, таить; закрывать, укрывать.
Тупой, неосведомленный, невежественный, необразованный.
Молодой, неразвитый, хрупкий.
Невидимое начало; также: магическое вьющееся растение.
Иероглиф изображает растение и покров над ним, что подразумевает скрытый рост и созревание.
Каноническое толкование.
И, наконец, "продвинутое" толкование гексаграммы. Практически дословный
перевод так называемых канонических текстов "Книги Перемен".
[Недоразвитость. Недоразвитому - развитие. Не я ищу учеников; ученики ищут меня.
По первому гаданию - возвещу; повторное и третье - смутит. Раз смутит - не возвещу.
Благоприятна стойкость]
I. В начале шестерка.
Развитие недоразвитого.
- Благоприятно для применения наказаний к людям, для освобождения их от
колодок на руках и ногах, ибо продолжение их несвободы (приведет) к
сожалению.
II. Девятка вторая.
- Взятие неискушенной, неопытной жены (подчиненного) - к счастью.
Тогда сын сможет устроить собственную семью и управлять своим домом.
III. Шестерка третья.
Незачем брать очень опытную жену (подчиненного). Она увидит богача и не соблюдет себя.
- Ничего благоприятного.
IV. Шестерка четвертая.
Стеснение от недоразвитости.
- Сожаление.
V. Шестерка пятая.
Юношеская недоразвитость.
- Счастье.
VI. Наверху девятка.
Ударь по недоразвитости. - Не благоприятствует тому, чтоб быть разбойником;
благоприятствует тому, чтобы справиться с разбойником внутри себя.
Комментарий Ю.К. Щуцкого
Прежде всего, несколько слов об устройстве данной гексаграммы. Здесь
внизу триграмма «вода» — «опасность», а вверху — гора — «остановка». Это
опасность, которая приостановлена, это ручей, который вытекает у
подножия горы или который, встречая на своем пути гору, не может
двигаться прямо дальше. По названию гексаграммы — это недоразвитость,
непросвещенность. Однако вместе с тем и преодоление этой недоразвитости —
просвещение непросвещенных. Поэтому здесь развертывается процесс,
происходящий между учителем и учеником, между знанием, уже собранным
прежде, и новым познавательным актом. Если в предыдущей гексаграмме
фигура руководящей стороны лишь намечалась, а все внимание было
направлено на изображение трудностей начала, то здесь эта фигура
выступает с полной отчетливостью. Графически она выражена во второй и в
шестой сильных чертах, которые, однако, не являются здесь главными, а
лишь способствуют действию главной пятой черты. Последняя, как и
остальные три слабые черты всей гексаграммы, символизирует
непросвещенных, которых просвещает учитель. Но каждая из них обладает
своими специфическими чертами, поэтому на разных ступенях процесс этот
охарактеризован различно. Но общим в нем остается то, что это
двухсторонний процесс, в котором инициатива просвещения может исходить
лишь от непросвещенного, так как этот процесс не приводит к желательному
результату, если он построен на насилии. Поэтому здесь благоприятна
стойкость как развивающемуся, так и развивающему. И первому — в т0ом,
чтобы руководствоваться первым же указанием просвещающего, а не искать
дальнейших указаний, не выполнив первые, и второму — эта стойкость нужна
в том, чтобы помнить, что инициатива процесса должна быть сосредоточена
у просвещаемого. В технике познания — это момент, когда познаваемое, но
еще не познанное получает в развитии процесса познания ту ясность,
которая дается ему из разума, сложившегося в прежде накопленном опыте.
Но это не значит, что акты нового познания целиком зависимы от уже
известного, наоборот — новый акт познания должен быть способен к
максимально полному прогнозу дальнейшего. Но лишь объясняется, в
буквальном значении этого слова, ясностью уже известного. При этом
познающий сохраняет всю острую ревностность, пытливость и
заинтересованность в данном процессе. (Не напрасно здесь в
комментаторской литературе есть указание на следующее место из «Луньюй»:
«Кто не горит душой (о познании), тому не раскрою ничего; кто не
скорбит (о своей неумелости), того не разовью. И ничего не отвечу тому,
кто не скажет ни слова о трех углах квадрата, когда ему объяснен один
угол». Интересно еще отметить и то, что в древнем Китае гадание оракула
почиталось средством к разрешения сомнений. Поэтому, как пишет Ван Би,
повторное и третье гадание, давая иные результаты, уже не разрешает
сомнений, а, давая альтернативное решение вопроса, лишь вносит неясность
и расплывчатость. ) В тексте это выражено так: Недоразвитость.
Недоразвитому — развитие. Не я стремлюсь к юношески недоразвитым, а
юношески недоразвитые стремятся ко мне. По первому гаданию — возвещу.
Повторное же и третье гадания — излишество. А раз излишество — то не
возвещу. Благоприятна стойкость.
1
Первый момент здесь характеризует самое начало отношений ученика и
учителя. Пусть ученик еще и недоразвит, но здесь предстоит ему раскрытие
заложенных в нем способностей. Его близость к учителю и активность его
положения порукой тому. Но в это время учитель еще не может дать ему
таких наставлений, которым бы он следовал совершенно свободно. Это
скорее система запретов и наказаний. Однако известная свобода ученику
здесь должна быть предоставлена, с него должны быть сняты кандалы (его
омраченность), которые тяготели над ним до сих пор. Однако если бы
ученик, освободившись от них, самостоятельно начал действовать, то ему
пришлось бы много о чем пожалеть, ибо по неопытности он мог бы многое
испортить. Вот так текст выражает это: В начале слабая черта. Раскрытие
недоразвитых. Здесь благоприятно, чтобы были применены к людям
наказания, чтобы они были освобождены от кандалов, но самостоятельное
выступление к действию приведет к сожалению.
2
Основное достоинство учителя состоит в том, что он в состоянии принять к
себе недоразвитого ученика и в согласии со всей закономерностью мира
развить его. Ученик, предоставленный самому себе, многого будет лишен;
но и учитель будет многого лишен, если он не примет на себя руководство
учеником. Как в дом вводится жена, новый член семьи, так и учитель
находит в ученике нечто новое. И лишь с той поры как сын вводит в семью
свою жену, он может начать устройство своего дома. Учитель- это лишь
носитель прежде накопленного разума. И этот разум относится к познаниям,
приобретаемым вновь, как учитель к ученику, как в семье сын к его жене,
вновь вводимой в дом. Лишь в таком сочетании накопленного разума и
новых познаний достигается устройство собственного знания и возможность
сообщать его другим. Вот в какие образы облекаются эти мысли в тексте:
Сильная черта на втором месте. Прими к себе недоразвитого. Счастье.
Ввести (в дом) жену — к счастью. (Лишь после этого) сын будет в
состоянии устроить (собственную) семью.
3
Момент кризиса в данном процессе характеризуется тем, что эта третья
черта — является верхней в триграмме «опасность». Поэтому то, что хорошо
в предыдущий момент, пагубно здесь. Введение жены в дом здесь не может
увенчаться успехом, так как она, встретясь с богачом, который
символизирован полной сил второй чертой, не сможет соблюсти себя в
рамках своего долга. Таким образом, все хлопоты здесь оказываются
бесполезными. В этом состоянии, конечно, невозможно и углубленное новое
познание, а возможна лишь спекулятивная игра мыслей. Но последняя
никогда не приводит к положительному знанию. Поэтому текст здесь
предостерегает так: Слабая черта на третьем месте. Не надо брать женщину
(в жены): она увидит богача и не будет владеть собою. Ничего
благоприятного.
4
Кризис уже миновал. Но данная позиция настолько удалена от позиции
учителя, она так лишена поддержки в резонирующий ей сферах, что ничего и
никто здесь не в состоянии преодолеть недоразвитость, характеризуемую
всей данной гексаграммой. Здесь бессильны и приказания, и
благосклонность учителя, и его предостережения. Приходится лишь
констатировать самый факт, что недоразвитый человек здесь находится в
чрезвычайно затруднительном положении. Он окосневает в своей
недоразвитости. Если на предыдущей позиции познание затрудняется
поверхностной деятельностью рассудка, то здесь мешает его косная
недоразвитость. Естественно, что никакая деятельность здесь не дает
положительного результата, и единственный плод такой деятельности —
сожаление о ней. Текст здесь лаконичен: Слабая черта на четвертом месте.
Бедственная недоразвитость. Сожаление.
5
Пятая позиция присуща великому человеку, но здесь данную позицию
занимает человек с детски податливой душой, выраженной в символике
«Книги Перемен» слабой чертой. Близость к суровому учителю, занимающему
верхнюю позицию, и правильный полный резонанс в благотворно действующей
второй позиции делает это положение вполне счастливым. Здесь указывается
на совершенно закономерную недоразвитость юноши и, чтоб предостеречь от
стремления самостоятельно развиваться, которое не приведет к благим
последствиям, здесь преднамеренно указывается на счастливый характер
данного положения. Надо довериться здесь учителю, а в познании —
довериться уже сложившимся и выработанным системе и методу познания.
Текст выражает это опять-таки с предельной лаконичностью: Слабая черта
на пятом месте. Юношеская недоразвитость. Счастье.
6
Наступает конец недоразвитости. И здесь указывается сила учителя,
достигшего гармонии между знанием и новым актом познания. Этой силой он в
состоянии разбить недоразвитость. Но если бы он просто навязал ученику
свои знания, то он поступил бы по отношению к ученику, как захватчик,
как «разбойник», вторгаясь в его самостоятельность познания. Это была бы
все же замена возможности нового познания уже прежде накопленным
опытом. А здесь все дело в том, чтобы «давать снадобье в соответствии с
болезнью», чтобы разбить недоразвитость, которая, как «разбойник»,
захватила ученика. Поэтому и текст гласит: Наверху сильная черта. Ударь
по недоразвитости! Неблагоприятно быть разбойником, Благоприятно
совладать с разбойником.
Комментарий А.В. Швеца
Пребывание во внешнем и опасность во внутреннем. Пребывание — то чье
появление и протекание закономерно, и что может закончится только в
следствии какой-то случайности. И если вы при этом чувствуете опасность,
то это может служить признаком какой-либо недоразвитости. Ничтожному
человеку следует добиваться большей определенности и ясности. Так,
например, не стоит оставлять заключенных с их неопределенным статусом,
уж лучше их либо казнить, либо освободить.
Однако недоразвитость может быть и плодотворной, если она лишь
предваряет дальнейший рост — это недоразвитость юноши. Для этого
необходимо обладать развитым сознанием. Но юноша не всегда становится
знающим человеком. А вот для совершенномудрого недоразвитость может быть
только временной, можно сказать, что он наносит по ней удар своим
дальнейшим развитием.